История картины максимова раздел наследства

Сегодня мы подготовили статью: "История картины максимова раздел наследства" на основе авторитетных источников. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

История картины максимова раздел наследства

Василий Максимов. Известные картины — Семейный раздел, 1876
(Знаменитые картины русской живописи — художников, членов общества передвижников)

[2]

Ключевые слова: Семейный раздел. Картина Максимова, бытовой жанр, живоись, фото раздела имущества — Левитан и Саврасов, онлайн галерея изобразительных искусств, русская живопись, старые фото, фотография репродукции, художники передвижники, общество ТПХВ, знаменитые живописцы России, фото.

» Р ождение ТПХВ

Возникновение общества ТПХВ произошло в то самое время, когда это было особенно необходимо для России – как с точки зрения чистого искусства, так и с точки зрения его социальной окраски. К концу 60-х годов передовые художники Москвы и Петербурга приходят умудренные некоторым опытом общественной деятельности. К этому времени у них складывается твердое убеждение, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от официальных, покровительствуемых правительством учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со зрителем, с народом.

» П ейзажная живопись в ТПХВ

Художники-пейзажисты составляли значительную часть членов Товарищества, а некоторые из них были членами-учредителями. Ряд художников-пейзажистов, активно выступавших на первых выставках, ныне забыты или почти забыты, как, например, В.Ф.Аммон, С.Н.Аммосов, отчасти Л.Л.Каменев, П.А.Брюллов, А.К.Беггров. Почти все они действительно художники скромного или, точнее, не широкого по диапазону дарования, хотя каждый из них сыграл свою положительную роль в становлении и развитии русского реалистического пейзажа.

» Б ытовая живопись в ТПХВ

Заложенные Перовым и другими художниками-разночинцами 60-х годов традиции бытовой картины, поднимающей острые, животрепещущие вопросы современной действительности, получают в первое передвижническое десятилетие дальнейшее развитие, по-разному преломляясь в творчестве Мясоедова, Максимова, Савицкого и других членов Товарищества. В творчестве этих художников отчетливо проявляется характерное для искусства 70-х годов тяготение к созданию эпических, многофигурных композиций социального, обличительного содержания.

Максимов Василий Максимович ( 1844 — 1911)

Максимов Василий Максимович

Выходец из крестьянской среды, он поступил в Академию художеств после нескольких лет учения в иконописной мастерской. Но из разногласий с руководством отказался, от конкурсной работы на золотую медаль и оставил Академию. Максимов справедливо полагал, что ни к чему ехать в Италию, когда совершенно не изучена и не отражена в искусстве жизнь крестьян. Все свое творчество он посвятил теме крестьянской жизни. Он принимал активное участие в передвижничестве. Его картины отличаются созерцательной искренностью, теплотой.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Бабушкины сказки. (1867)

Знаменитая картина Максимова. В центре деревенской избы, освещенной лучиной, сидит старушка и рассказывает сказки. Заслушались деревенские ребятишки. Если приглядимся к лицам слушателей, — а они здесь разного возраста,-то увидим, какие разные чувства и эмоции они выражают! Вот лица ребят, сидящих слева -на них выражение открытой увлеченности и нетерпеливого ожидания продолжения событий. А вот вдумчиво переживают мальчик с девочкой, что рядом с бабушкой. А вот с другой стороны от рассказчицы две молодые женщины погрузились под влиянием сказки в свои теплые детские воспоминания.Тихая сосредоточенность в лицах приостановивших работу мужчин. Художник показывает в картине не действие, а состояние. Отключенность от будничности трогает простодушным лиризмом.

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. (1875)

Автор картины передает самобытную поэзию крестьянской жизни. Перед нами скромная горница, украшенная вышитыми полотенцами, развешанными по стенам и обрамляющими иконы. Художник любуется молодой парой, видимо, влюбленной друг в друга. Нельзя не залюбоваться невестой, чувствуется ее поэтическая натура. Собрались гости, местные крестьяне, дьячок. Вдруг из сеней, засыпанный снежными хлопьями, зашел сельский колдун, зловещая фигура, не вызвавшая, однако, смятения и страха. А вот невеста напугана: к добру ли пришел колдун? Хозяева, конечно же, сами пригласили колдуна, как и деревенского дьячка, чтобы обезопасить себя на всякий случай. Тревогу невесты рассеивает шепот матери, сообщившей дочери, что колдун приглашен на свадьбу ими. В успокаивающем жесте протянул руку к девушке дьячок, словно заявляя, что в присутствии его духовной особы бессильны «бесовские чары». В картине сочетаются гамма теплых темно-коричневых и ярких, праздничных тонов. Самым светлым пятном выделены жених с невестой, по контрасту с другими гостями.

Семейный раздел (1876)

Перед нами типичное явление — распад патриархальной семьи. Братья не ужились под одной крышей после смерти отца. Каждый пожелал иметь свое отдельное хозяйство, сбывать на рынке свой товар. К сожалению, дележ проходит отнюдь не полюбовно: старший обделяет меньшего брата. Тщетно взывая к совести, обиженный с укоризной разводит руками.

Корыстолюбию и алчности с одной стороны художник противопоставляет беззащитность и кротость с другой. Эта вечная тема также выражена в ярких образах обездоленной, обманутой младшей невестки и жадной, вздорной жены старшего брата.

[1]

Все в прошлом (1889)

В картине запечатлен облик уходящего помещичьего быта. Можно сказать, что картина стала символом пореформенной эпохи 60-70 годов.

Старый господский дом с колоннами стоит заколоченный. Некогда знающий лучшие времена, он сильно обветшал, жизнь в нем замерла. Старуха, барыня, переселилась в бревенчатый домик своей бывшей крепостной. У его крыльца две одинокие женщины, погруженные в свои воспоминания, коротают последние дни: одна немощная, но величественная, другая, полная грустной покорности судьбе, уныло проводит время возле барыни. На столе остатки ушедшего благополучия — изящный фарфор, собранный из разных сервизов.

Тема гибели дворянских гнезд, смены поколений, питавшая творчество Тургенева, Гончарова, Чехова, нашла в в лице Максимова своего тонкого продолжателя.

Больной муж

В крестьянской избе на лежанке тяжело больной мужик, опора семьи, работник. В углу, перед иконами, на коленях стоит жена — ее хрупкая фигурка выражает отчаяние. Она молит бога о помощи, потому что более просить некого.

Мир искусства

Красота спасет мир

Едоки картофеля

Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Живопись

Сельские нравы

Одним из типичных представителей жанровой живописи передвижников был художник Василий Максимович Максимов (1844–1911). Выходец из крестьянской семьи, он всю свою жизнь посвятил изображению крестьянства. Пройдя курс обучения в Академии и имея шансы на получение золотой медали, дававшей право на шестилетнее заграничное пенсионерство, Максимов отказался от конкурса с тем, чтобы сразу приняться за изображение близкой и хорошо знакомой ему крестьянской жизни. Он поселился в деревне, чтобы, как говорил он сам, «ознакомиться с крестьянской жизнью не сквозь чужие очки и не по детским воспоминаниям, а во всей полноте моей подготовленности и любви».

Читайте так же:  Вступление в наследство пенсионные

Близкая, органическая связь Максимова с крестьянством делала его необычайно чутким ко всем изменениям, происходившим в крестьянской жизни. В картине «Семейный раздел» (1876) Максимов показал, как разрушаются патриархальные устои деревенской жизни, как имущество, вещи становятся между родными братьями. Картина изображает внутреннее помещение избы, в которой происходит раздел наследства между старшим и младшим наследниками. Старшему отходит львиная доля крестьянского добра, младшему – лишь несколько кусков домотканого полотна да еще чайник. Очень характерен для Максимова образ молодой женщины – жены младшего брата. Не случайно ее фигура расположена на свету, на первом плане картины. В ней, в противоположность старшей невестке, художник воплотил свое представление о лучших чертах народного характера, создал женский образ, исполненный человеческого достоинства.

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу

Наиболее известной и лучшей картиной Максимова является «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875). В ней ярко выражено своеобразие Максимова как крестьянского живописца. Оно заключалось в стремлении художника познакомить зрителя с повседневным обиходом крестьянской жизни, верованиями и обычаями народа. Однако интерес ко всему этому не был у Максимова холодным интересом этнографа. Некоторыми сторонами своего творчества он примыкал к традиции Венецианова. Максимов глубоко чувствовал красоту великорусского типа и своеобразную поэзию крестьянского быта.

[3]

В «Приходе колдуна» Максимов сумел глубоко проникнуть в особый, тогда еще мало знакомый мир крестьянской жизни, в котором существовали свои обычаи, свои верования, свои предрассудки и наряду с ними – свой разум, своя поэзия. Совершенно справедливо писал по поводу этой картины Стасов: «Какая глубокая, какая талантливая картина деревенской веры и того обихода мысленного, что поколения, века живут у себя, по далеким деревням!» А Крамской говорил о ней: «Да, да, сам народ написал свою картину».

Музей Орсе

Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

Мастер женских полуфигур

Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

ГМИИ: пластика малых форм

Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

Эрмитаж

Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

ГМИИ. Немецкое Возрождение

Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

Мадонна Фиренце

Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Похищение сабиянок»

Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

Портрет Томаса Мора

Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк

Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

«Лавки» Снейдерса

Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия

Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Описание картины:

Василий Максимович Максимов известный русский художник, передвижник, реалист, всю жизнь посвятивший крестьянскому жанру. Он обладал глубоким знанием деревенской жизни, потому что сам из простой семьи крестьян. Ему знаком с детства их быт, обряды и уклад. Картина «Семейный раздел» очень реалистично показывает тяжелый момент раздела не только имущества, но и семьи.

С первого же взгляда на полотне чувствуешь весь накал страстей, происходящий при дележе имущества между двумя братьями. Да, такое происходило и происходит в любом обществе, в любое время. Но момент, запечатленный Максимовым, происходит в сложный период конца 19-го века. После отмены крепостного права начинает меняться патриархальный, сложенный годами уклад жизни деревни. Когда-то дружные крестьянские общины и семьи распадаются, не выдержав новых перемен и трудностей.

Перед нами такая семья. При внимательном рассмотрении понимаешь, что это даже не дележ, а грабеж младшего брата старшим. По всей комнате свалены одежда, шубы, ткани, детали конской упряжи и много других вещей.

Старшая сноха просто воплощение злобности и алчности. Она раскинула руки и даже ногой придавила кусок какого-то полотна, чтобы побольше отхватить вещей и нехитрой крестьянской утвари.

В противоположность ей – младшая сноха, растерянная и беззащитная. Им с мужем достался чайник да пару рулонов ткани. Из-за белого полотна, что в ее руках, похоже, разгорелся последний спор.

Тут же присутствуют какие-то родственники, но они в стороне, уже и не пытаются примирить стороны. В красном углу художником изображена икона с горящей свечой. Возможно, автор хотел этим обратить внимание спорящих на то, что надо быть добрее, проявлять милосердие, не унижать ближних. Но все это напрасно. Жажда наживы и корысть оказываются сильнее. Раздел уже завершился.

Насыщенное эмоциями произведение получило большой отклик в творческой среде, его оценили должным образом современники.

Семейный раздел Василий Максимов (1844-1911)

Навигация по альбому: Ctrl

Ctrl

Лучшие работы современных авторов

КОММЕНТАРИИ: 1

Написать Ответы

Художник сознательно отказался от конкурса на пенсионерство, хотя шансы иметь его у него были 100%.

На картине: люди, группа, женщина, человек, ребенок, комната, многие, носить, главная, вуаль, мебель, война, несколько, должность, оружие, детка.

Пожалуйста, подождите

На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.

Нужно авторизоваться на сайте

Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт

(откроется в новом окне).

О чём картина «Семейный раздел»

Картина Василия Максимова «Семейный раздел» (1876) — типичная передвижническая картина, посвященная ушедшим реалиям. Основная мысль картины нам понятна — два брата делят общее хозяйство (по всей видимости, после смерти отца); понятна и психологическая сторона — младшая семейная пара на картине состоит из скромной, застенчивой жены и решительного мужа, а старшая, напротив, из жесткой, скандальной жены и робковатого мужа. А вот понять, зачем они решили делиться, хорошо это или плохо, полезно им или неполезно, из–за чего именно они спорят и кто тут прав, современный зритель уже не может. В этом мы и попробуем разобраться.

Читайте так же:  Оформление наследства сроки давности

Для начала надо понять, что крестьянское дворохозяйство — это не просто совокупность частного имущества. Крестьянский двор не принадлежит никому — ни дворохозяину как единоличному владельцу, ни всем членам семьи в совокупности. Скорее, это крестьяне принадлежат к двору. Общее гражданское право на крестьян не распространяется, и они вольны решать свои имущественные споры по обычаям, при необходимости обращаясь к непрофессиональному волостному суду, также действующему без писаного права. Поэтому, в общем смысле, ни один из братьев не является владельцем половины двора.

Перед нами простой случай — достаточно очевидно, что двор делится между двумя братьями поровну (русские не склонны давать преимущество старшему брату). А вот если бы один брат пожелал уйти в город и переписаться в мещане (то есть сам двор не делился бы на два двора), то он не имел бы безусловного права требования своей половины имущества. Еще большей проблемой был бы раздел двора между отцом и сыном (здесь для русских не очевидно, что надо делиться поровну). Да и в нашем простом случае есть о чем поспорить — если мы представим, что у одного брата один ребенок, а у другого пять, справедливо ли делить двор пополам?

В общем, ничего похожего на современный раздел имущества при разводе или распределение наследства, то есть такой процедуры, при которой права всякого лица определены законом, для крестьян не существовало (а вот для всех остальных сословий — существовало). Любой спор разрешался борьбой воль, а если таковая борьба не давала результата — произвольным решением волостного суда, бестолкового, непоследовательного и падкого на подношения.

Юристы той эпохи уже начали догадываться, что правительство сделало ошибку, не распространив на крестьян в момент их раскрепощения общее гражданское право. Крестьяне не смогли выработать собственное обычное право, как то ожидало от них государство, и просто запутались и погрязли в конфликтах, один из которых и изображен на нашей картине.

Заметим, что у мужиков хватает ума найти из этого запутанного положения самый цивилизованный выход — прибегнуть к медиации. Три фигуры в красном углу — это сельский староста (узнаваемый по должностному знаку на груди) и двое «стариков», то есть просто наиболее авторитетных односельчан.

Никакой законной власти в деле разделения имущества эти лица не имеют, и они приглашены спорящими добровольно. Парадоксально, но разумный обычай медиации, весьма популярный при разрешении внутрисемейных имущественных конфликтов в современных европейских странах (иногда даже обязательный), в России напрочь исчез — то есть здесь мы даже несколько издичали в сравнении с вшивобородыми и неграмотными предками.

Теперь надо разобраться, что и как делят на картине. Земельный полевой надел не составляет собственности крестьян, он принадлежит общине в целом и может быть в любой момент подвергнут переделу. Следовательно, его судьбу (и следующую за ней раскладку податей) при разделе двора определяет сельский сход, а не братья. А вот усадебная оседлость (придомовой участок), постройки, деньги и движимое имущество составляют собственность двора и подлежат разделению.

Разумеется, никто не ставит задачи разделить видимое на картине имущество пополам. Напротив, хороший дом — а на картине изображен очень солидный дом, добротной постройки, с большими окнами и высоким потолком — обычно стоил больше, чем всё остальное имущество семьи. Таким образом, один брат получит, скорее всего, дом, а второй всё остальное (а может быть, еще и доплату). Кому достанется какая половина имущества? Это будет решено то ли по соглашению сторон, то ли по жребию, то ли по усмотрению медиаторов — в этом, как и во всех правоотношениях крестьян, не наблюдалось устойчивой системы. Интересно, что самый толковый общеевропейский обычай дележки пополам — первый делит имущество на две части, а второй выбирает из них себе любую — был мало известен русским и наблюдался редко.

Из–за чего именно происходит спор на картине? Это мы понимаем хорошо. Стороны спорят о том, что является имуществом двора, а что составляет частную собственность женщин. Многочисленные наблюдатели сообщают нам о том, что крестьяне, в случае небольших посадок, передавали все работы с льном и коноплей бабам, но за это произведенные льняная ткань и пенька составляли личную собственность последних, и если эти товары удавалось продать, то бабы могли распоряжаться деньгами по своему усмотрению. То же относилось и к разного рода мелким поделкам на продажу (типа вышивания), которыми женщины занимались в свободное время. Разумеется, всякому лицу индивидуально также принадлежали и полученные им подарки.

Этот набор совпадает с теми предметами, из–за которых рассорились женщины. Вещи покупные — парадный конский убор, выделанные шкуры, фаянсовую посуду, персонажи картины без спора свалили в общую кучу. А вот когда дело дошло до кудели и отбеленного холста (собственные изделия женщин) и набивной ситцевой ткани (подарки женщинам), началась свара.

Можно предположить разные сценарии конфликта. Для примера, вначале женщины разделили обязанности — старшая больше времени ткала, а младшая за это выполняла ее половину работы по уходу за скотом; при этом подразумевалось, что плоды труда будут разделены поровну. Когда же дошло время до дележки, младшая бросила изготовленное ей малое количество холста в общую массу, а старшая стала неправильно ссылаться на обычай, по которому холст принадлежит именно тому, кто его соткал, то есть претендовать на его большую часть. Мужья, как то всегда и бывает, втравились в конфликт, а вот посторонние мужики явно не хотят ввязываться в мелкие бабьи свары, в которых невозможно найти правого и виноватого.

Если посмотреть повнимательней, то видно, что братья и сами хороши — перед разделом они надели наилучшую одежду и обувь, чтобы то, что оказалось на них, не попало в разделяемую массу. Очевидно, что ни один мужик не станет ходить у себя в избе в крашеной одежде (в 1876 году она еще дорога) и в сапогах — это парадный костюм, на выход в город или на праздник.

Теперь мы перейдем к самому важному — к рассмотрению причин и последствий раздела. Зачем крестьяне делились? Многочисленные старые и современные исследования однозначно утверждают, что экономической целесообразности в разделах не было. Чем крупнее было крестьянское хозяйство, чем больше был надел и больше было в доме работников, тем выше была эффективность хозяйства. У большого двора была выше урожайность, выше не только валовый, но и душевой доход.

Население в конце 19 века росло быстро (на момент написания картины на 1.5% в год), и перед крестьянами стояла дилемма — либо сохранить фиксированный размер семьи при увеличении количества дворов и уменьшении количества земли, приходящегося на двор, либо сохранить фиксированное количество дворов при увеличении размера семей. Крестьяне твердо выбирали первое — количество дворов ежегодно увеличивалось на те же 1.5%. До 1874 разделиться легально было невозможно, так как по рекрутскому уставу разделяющиеся получали некоторую льготу по призыву, а на это уже не могли согласиться односельчане.

Читайте так же:  Наследство приватизированной квартиры после смерти отца
Видео (кликните для воспроизведения).

Крестьяне делились неформально, на бумаге был один двор, а на самом деле два. В 1874 была введена всеобщая воинская обязанность и односельчанам стало все равно — крестьяне со страшной силой начали делиться легально (что и изображено на картине). Правительство очень быстро, всего лишь через 19 лет (это не шутка, так тогда работала бюрократия), приняло закон, накладывающий на раздел множество ограничений — крестьяне снова стали разделяться неформально. В общем, с желанием крестьян делить дворы не было сладу.

Что же тогда заставляло крестьян делиться? Исключительно личные причины, то есть тяжелые внутрисемейные нравы в больших многопоколенных семьях и отсутствие навыков коллективного, пусть даже в пределах большой семьи, действия. Уже одного всеобщего снохачества, то есть обычая, по которому отец имеет полное право насиловать жен своих сыновей, хватало для того, чтобы жизнь семьи наполнялась взаимной ненавистью. А ведь там было еще и нечестное распределение рабочей нагрузки и плодов труда, и просто бездна самодурства и агрессии. Также все наблюдатели фиксируют непрерывные скандалы между свояченицами, то есть женами братьев. Чтобы проникнуться этим тяжелым духом, лучше всего посмотреть великолепный, правдивейший фильм «Жила–была одна баба». Две семейные пары, изображенные на картине, знают, что им выгодно жить вместе. Но они также знают, что им все равно не ужиться.

Таким образом, за мелким бытовым конфликтом, изображенным на картине, стоит большая проблема, угнетающая Россию и сегодня — печально знаменитая атомарность русского общества. Персонажам картины проще жить раздельно, пусть даже их хозяйство придет в упадок, чем выработать правила совместной жизни и им следовать. Лучше тихо копаться в своем углу, смиренно перенося бедность, чем втравливаться в общее дело — предполагается, что из общего дела, каким бы выгодным оно ни казалось, не выйдет добра, все равно более хитрый возьмет верх и обокрадет, обманет более робкого. Все равно никто никогда не разделит честно доход. Все равно выйдет какая–нибудь дрянь. Даже если это дело не с чужим человеком, а с родным братом.

Два брата с картины давно просрали свое разделенное хозяйство и, может быть, умерли в бедности. А мы, их потомки, всё не можем научиться вскладчину с соседями купить лампочку на лестничную площадку. Да и при получении наследства нам тоже часто не удается разделить его с братьями и сестрами справедливо и мирно. Вот о чем на самом деле эта картина.

Василий Максимович Максимов, биография и картины

Святой Себастьян

Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

Британский музей

Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Максимов Василий Максимович, творческая биография

Среди художников, писавших на тему крестьянской жизни, Василий Максимович Максимов занимает особое место. Талант Максимова начал проявляться ещё в детском возрасте, когда выходец из бедной семьи стал учеником иконописца в местном монастыре. Благодаря трудолюбию, упорству и огромному желанию заниматься любимым делом, Василий Максимович смог добиться того, что в возрасте 18 лет был принят в Петербургскую Академию Художеств. После окончания курсов у талантливого молодого живописца появилась возможность уехать за границу, но он предпочёл остаться на родине, так как изображение русского народного быта было главным смыслом его жизни.

Стремление быть первым среди лучших

Первый рисунок, который Максимов сдал преподавателям на первом курсе, определил художника на 69-е место по уровню мастерства. Любой другой человек мог бы быть сломлен неудачей, но не Василий Максимович – он проявил максимум старания и усердия, чтобы к окончанию учебы считаться одним из лучших выпускников, наряду с Поленовым, Репиным, Савицким. Юноше посчастливилось учиться у таких гениев, как Т.А. Неффа, Ф.А. Бруни, П.М. Шамшин, А.Т. Марков. Каждый из педагогов оказал влияние на творчество Максимова, постаравшегося взять лучшее из того, что давали ему учителя.

Первая работа, позволившая заявить о Максимове, как о серьёзном живописце – «Автопортрет» (1863 год). Колоритный холст дает возможность узнать автора ближе, увидеть скрытые нотки его характера – ранимость, уязвимость и одновременную уверенность в себе, а также стремление к независимости.

Огромную роль в творчестве Василия Максимовича сыграло его участие в свободной артели художников, возглавляемой П.А. Крестоносцевым. Революционное настроение энергичной молодёжи проявлялось в том, что они отказывались от участия в традиционном конкурсе за золотые медали, отдав предпочтение независимой деятельности. Своей главной задачей они, и Максимов, в том числе, видели воспроизведение реальной российской жизни, а также поиск прекрасного в обычных, повседневных явлениях. Меньше чем через год общество распалось, но основные его идеи Василий Максимович сохранил в своем сердце, продолжая работать в выбранном направлении.

Наиболее яркими образцами работ, хранящих «отголосок» пребывания в свободной артели, являются «Дед-судья», «Семейный чай», «По примеру старших», «Мечта о будущем» и другие. Максимов акцентирует внимание зрителя на важных особенностях – деталях интерьера скромных жилищ, выражениях лиц простых людей, объединяя все элементы в единое, целостное ощущение естественности и натуральности.

Знаток крестьянских будней

Картина «Больное дитя», написанная в 1863 году, стала своеобразной «отправной точкой», от которой ведется отсчет серьёзным, «зрелым» работам Максимова. Как и многие его холсты, «Больное дитя» было написано с натуры: в родной деревне, практически на глазах художника умирает его 10-летняя племянница. Смерть девочки настолько взволновала мастера, что он решил запечатлеть то, что врезалось в его сердце.

О народном быте рассказывают и другие работы: «Бабушкины сказки» (1867), «Сборы на гулянье» (1869), «Девушка у амбара» (1874), «Бедный ужин» (1879), «Больной муж (1881). Самые знаменитые полотна Максимова – «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) и «Семейный раздел в крестьянском быту» (1876) выставлены в Государственной Третьяковской галерее в Москве вместе с некоторыми другими картинами мастера.

В конце 19-го века Максимов испытывает творческий и личностный кризис: новое время диктует свои правила, но мастер не может «перестроить» свой внутренний мир для изображения новых реалий. Последние годы своей жизни Василий Максимович занимался, в основном, резьбой по дереву, лишь иногда возвращаясь к любимому занятию – живописи.

Читайте так же:  Документы для оформления завещания на дом

Максимов скончался в 1911 году, в родном селе Лопино.

«Семейный раздел», Василий Максимович Максимов — описание картины

«Венера» Веласкеса

Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

Тайны «Помолвки»

Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Картина «Все в прошлом», художник В. М. Максимов — описание

Национальная галерея

Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

«Купающаяся в ручье женщина»

Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

Музей Шерлока Холмса

Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

Ночное кафе

В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Старая Пинакотека

Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея

Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

Оружие в Эрмитаже

Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Исцеление иерихонского слепца

Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Фрески Дионисия

Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Описание картины:

По картинам живописца Василия Максимовича Максимова можно составить представление о жизни и быте русской деревни 19-го века. Героями всех его работ являются простые крестьяне со своими традициями и обычаями.

Но картина «Все в прошлом» несколько выбивается из общей галереи крестьянского жанра. Написана она в 1889 году, но первые мысли о ее создании появились в 1885-м, когда Максимову в наследство от тещи-генеральши досталось поместье в селе Любша Новоладожского уезда.

К 1888 году наброски и эскизы стали формироваться в будущую картину. Для старой барыни ему позировала родственница, супруга брата Алексея – Варвара. На полотне две женщины, прожившие основную часть жизни и теперь, на склоне лет, тихо и мирно отдыхают, греясь в лучах весеннего солнца.

То, что это именно весенний день, говорит яркий, цветущий, пышный куст сирени возле стены простого бревенчатого домика. Вдалеке, запущенный с сухими деревьями сад и когда-то роскошный барский дом, а сейчас старый с заколоченными окнами. Он тоже отжил свое, как и бывшая его хозяйка.

Сейчас она сидит в кресле, обложенная подушками и то ли дремлет, то ли вспоминает о былом. Одета женщина, как и положено барыне, в шелковое платье, в бархатную накидку, отороченную мехом. На голове напудренный парик с бантом. Наверное, такой носили в годы ее молодости. В безвольно опущенной руке лорнет. Рядом с креслом трость и верная собака. Весь вид помещицы говорит о следах былого барства, власти, богатства.

Второй персонаж – обычная крестьянка, возможно, бывшая прислуга, коротающая свой век с барыней. Конечно, и одежда у нее незамысловатая — ситцевая юбка, клетчатый передник, простенькая кофточка, темный платочек на голове, в руках вязание.

Они только что пили чай. На столе, застеленном красивой скатертью, для барыни подана изящная чашечка с позолотой, что-то из еды в тарелке, накрытой белой салфеткой, сахарница. Рядом на ступеньках большой блестящий самовар и большая кружка для напарницы. Каждая занята своими мыслями, хотя художник и изобразил их вместе, но у них нет общих тем для бесед.

Хозяйке есть что вспоминать и она, откинувшись в кресле, предалась мечтаниям. А у служанки, как обычно, мысли о насущном – приготовить трапезу, проветрить одеяла и одежды, поухаживать за барыней, подложить ей подушки под ноги, начистить самовар, связать теплые носки к зиме.

Возможно, она бывшая крепостная, когда-то принадлежавшая этой помещице. Но после отмены крепостного права никуда не ушла, да так и осталась при ней в служанках. Скорее всего, ей и приходится поддерживать жизнь и порядок в этом домике, в котором они существуют вместе, в силу сложившихся обстоятельств.

Реформа по отмене крепостного права сказалась на жизненном укладе всех слоев России, в том числе и дворян. Они начали терять свои социальные и экономические позиции, разоряться, продавать земли и поместья, уезжать в город или за границу.

Вот такой грустный период упадка и запустения одного из многих дворянских имений и изобразил нам художник, как бы продолжая тему «дворянских гнезд».

Несмотря на теплый весенний денек, от всей картины веет осенью, ностальгией о навсегда ушедших годах. И все эти атрибуты в виде фарфоровой посуды и дорогой одежды — это остатки былой роскоши когда-то шикарной усадьбы.

Для живописца Максимова, пожалуй, это самое яркое в эмоциональном плане произведение. Оно прочувствовано до мелочей, очень реально передан определенный этап жизни не только конкретного персонажа, но и целой временной эпохи середины и конца 19-го века.

Интересный факт из творчества художника – известно, что с картины «Все в прошлом» Максимовым сделано 42 репродукции.

Пережил старуху. 1896 Василий Максимов (1844-1911)

Навигация по альбому: Ctrl

Ctrl

Лучшие работы современных авторов

Пожалуйста, подождите

На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.

Нужно авторизоваться на сайте

Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт

(откроется в новом окне).

Василий Максимов

Maksimov, Vasily (1844-1911)

Среди художников, писавших на тему крестьянской жизни, Василий Максимович Максимов занимает особое место. Талант Максимова начал проявляться ещё в детском возрасте, когда выходец из бедной семьи стал учеником иконописца в местном монастыре. Благодаря трудолюбию, упорству и огромному желанию заниматься любимым делом, Василий Максимович смог добиться того, что в возрасте 18 лет был принят в Петербургскую Академию Художеств.

Картины Василия Максимова в других альбомах

КОММЕНТАРИИ: 16

Написать Ответы

Творчество Артсена

Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Читайте так же:  Если по завещанию никто не принял наследство

Нидерландская «Голгофа»

Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Гентский алтарь

Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

«Пейзаж с замком Стен»

Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Юдифь

На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Страшный суд

Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Биография:

Василий Максимович Максимов – мастер, рисовавший всю свою жизнь русскую деревню, крестьянский быт, их традиции и уклад. Родился он в 1844 году под Санкт-Петербургом, в семье крестьян из деревни Лопино.

Мальчик рано потерял родителей и добрые люди определили его подмастерьем в иконописную мастерскую при монастыре. С 1855 по 1862 годы он писал иконы и учился в петербургском монастыре.

Его способности к рисованию и трудолюбие привели к закономерному результату – в 1863 году, в возрасте всего 18 лет, он поступает в Императорскую Академию искусств вольнослушателем. Его педагогами были известнейшие художники того времени: академик и профессор Федор Антонович Бруни, живописец на исторические и церковные темы Петр Михайлович Шамшин и другие мастера.

В 1864 году Василий Максимович, как и многие студенты придерживающиеся либеральных и демократических взглядов, вступил в группу разночинца Петра Александровича Крестоносцева, объединявшую разный и широкий круг молодых людей, в том числе и художников. Максимов талантлив, его замечают преподаватели и заказчики.

За период учебы в Академии с 1863 по 1866 годы Максимовым написаны такие произведения как «Автопортрет и портреты товарищей», «Крестьянская девочка», «Заслушались», «По примеру старших» и, конечно, выполненное в 1864 году — «Больное дитя», которое имело огромный успех у зрителей. За эту работу Максимову дают 3-ю степень звания классного художника и главную медаль с отзывом «за выразительность и экспрессию».

Максимов экстерном за три года заканчивает Академию художеств, но отказывается участвовать в выпускном конкурсе. Он следует примеру Ивана Николаевича Крамского, который в 1863 году с четырнадцатью товарищами также отказались от большой золотой медали и поездки за границу, выражая протест академическому стилю, противопоставляя ему реальную живопись.

Максимов объяснил свой отказ тем, что надо сначала изучать Россию, ее деревню, нужды и чаяния, которых никто не знает. По окончании Академии в 1866 году, Максимов уезжает в Тверскую губернию преподавателем живописи в имении Голенищева-Кутузова. Наступает расцвет творчества художника. Он окунается в мир деревни и вдохновение не покидает его. По словам самого мастера, «он навсегда пришел к деревенской жизни».

Все темы черпаются именно в сельском быте: «Материнство», «Старик-крестьянин», «Девочка», «Сборы на гулянье», «Мечта о будущем», «Бедный ужин» и многие-многие другие.

В ноябре 1870 года ему присваивается звание художника 1-й степени. С 1871 года он участник выставок передвижников, а с 1874 года он активный член этого товарищества. Илья Ефимович Репин с восторгом отзывается о нем как о «самом несокрушимом камне основания передвижничества».

Его главными картинами–шедеврами стали «Бабушкины сказки», «Приход колдуна на деревенскую свадьбу» и «Больной муж». В них и нелегкая крестьянская доля, и воспоминания детства, и знание деревенских обрядов и обычаев.

В 1878 году он становится академиком Академии искусств. Его полотна с изображением жизни крестьян приводят в восхищение и такого великого художника как Крамской, который очень любил и с нетерпением ждал работы Максимова на выставках.

Пожалуй, из последних значимых произведений Максимова до начала 1900-х годов стала картина «Все в прошлом», написанная в 1889 году. Но судьба художника долго не балует. С началом нового 20-го века меняется ритм жизни русской деревни и всей страны в целом. Передвижнические идеи идут на спад, начинают появляться новые направления в живописи.

Для Максимова наступают трудные времена, заказов почти нет. Безденежье и бедность настигают его. В 1911 году Василий Максимович скончался.

Это был настоящий борец, до последних дней верный своему выбранному пути в изображении реальной жизни простого народа.

Описание картины Василия Максимова «Семейный раздел»

Максимов родом из простой семьи. Поэтому он так тонко прочувствовал быт крестьянского народа, смог показать их жизнь изнутри. Художник поддерживал идеи народников, показывал эмоции и традиции простых людей. Фактически это и определило его дальнейшие ориентиры в творчестве. Духовные ценности, присущие жителям деревни очень ярко показаны на этом полотне. Сюжетом послужил раздел имущества, который происходит между родными братьями. Первая эмоция, возникающая при созерцании картины – это смута. Комната, и так небольшая по размерам, стеснена от большого количества человек, присутствующих в ней. Здесь же разбросаны вещи, которые свидетельствуют о жадности одной стороны, которая вступает в схватку со скромностью и простотой другого участника этого события. Наклонившая от печали голову, девушка сидит к нам как бы полубоком. Она является обманутой, обиженной стороной. Это невестка, лишившаяся хорошей части имущества. У неё важный образ, создающий общий контраст картины, позволяющий усилить негативное отношение к оппонентам возможного спора за вещи. Старшему брату досталась жадная жена. Всем своим видом девушка говорит о своём превосходстве, желании обладать всем имуществом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Картине всё же присуща доля вымысла. Ведь обычаи тех времён были определены. Поэтому сам факт существования спора по такой причине не может иметь место в семье с подобными традициями. Автор постарался передать все настроения, красочно приукрасив ситуацию неправдоподобным спором. Если возникали конфликты на данной почве, то дело до ругани обычно не доходило. Принималось решение об обращении за помощью к третьей, наиболее почитаемой стороне. В другом случае просто бросали жребий. Он способствовал мирному разрешению конфликта, а так же других достаточно важных вопросов, касающихся жизни крестьян.

Источники

Литература


  1. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.

  2. Салыгина, Е. С. Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации / Е.С. Салыгина. — М.: Статут, 2013. — 192 c.

  3. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.
  4. Вышинский, А.Я. Марксистско-ленинское учение о суде и советская судебная система / А.Я. Вышинский. — М.: [не указано], 2015. — 177 c.
История картины максимова раздел наследства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here