Закон наследования приобретенных признаков

Сегодня мы подготовили статью: "Закон наследования приобретенных признаков" на основе авторитетных источников. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Закон наследования приобретенных признаков

А. «Закон упражнения и неупражнения органов».

“У всякого животного, не достигшего предела своего развития, более частое и более длительное употребление ка­кого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает и увеличивает его и придает ему силу, соразмерную длительности употребления, между тем как постоянное неупотребление того или иного органа постепенно ослабляет его, приводит к упадку, непре­рывно уменьшает его способности и, наконец, вызывает его исчез­новение”.

Этот закон можно назвать законом изменчивости, в нем Ламарк акцентирует внимание на том, что степень развития того или иного органа зависит от его функции, интенсивности упражнения, что в большей мере способны изменяться молодые животные, которые еще развиваются. Ученый выступает против метафизического объясне­ния формы животных как неизменной, созданной для определенной среды. Вместе с тем Ламарк переоценивает значение функции и считает, что упражнение или неупражнение органа является важ­ным фактором в изменении видов.

Упражнение органов происходит в результате того, что к ним под воздействием воли животного происходит усиленный приток «жидкостей». Например предку жирафа необходимо достать листву с высокого дерева, он пытается вытянуть шею, туда притекают «жидкости» и шея немного удленяется, этот признак передается по наследству. Если необходимость в удленение шеи происходит и потомков, то шея у животных в течении ряда поколений удленяется очень сильно. Органы могут и появлятся в результате такого притока жидкостей под влиянием воли животных, как например рога у оленей. Если органы не упражняются, как глаза у крота, то приток жидкостей к ним замедляется и органы постепенно отрафируются.

Такое направление притока «жидкостей» возможно лишь у высокоорганизованных животных. У низших животных и растений изменеие органов возможно только непосредственно под воздействием внешних условий, например как изменение формы листьев у водного лютика под водой и над водой.

Б. «Закон наследования приобретенных признаков»

“Все, что природа заставила особей приобрести или утратить под влиянием условий, в которых с давних пор пре­бывает их порода, и, следовательно, под влиянием преобладания употребления или неупотребления той или иной части (тела), — все это природа сохраняет путем размножения у новых особей, ко­торые происходят от первых, при условии, если приобретенные из­менения общи обоим полам или тем особям, от которых новые особи произошли”.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Второй закон можно назвать законом наследственности; сле­дует обратить внимание на то, что наследование индивидуальных из­менений Ламарк связывает с длительностью влияния условий, ко­торые обусловливают эти изменения, и вследствие размножения усилением их в ряде поколений. Необходимо подчеркнуть и то об­стоятельство, что Ламарк одним из первых анализирует наследст­венность как важный фактор эволюции. Вместе с тем следует заме­тить, что положение Ламарка о наследовании всех приобретенных при жизни признаков было ошибочным: дальнейшие исследования показали, что в эволюции решающее значение имеют только наслед­ственные изменения.

Положения этих двух законов Ламарк распространяет и на проблему происхождения пород домашних животных и сортов куль­турных растений, а также использует их при объяснении живот­ного происхождения человека. Не имея достаточного фактического материала, при низком еще уровне изученности этих вопросов Ла­марк не сумел дойти до правильного понимания явлений наслед­ственности и изменчивости.

Исходя из положений об эволюции органического мира Ламарк предпринял попытку раскрыть тайну происхождения человека от высших “четвероруких обезьян” их постепенным превращением в течение длительного времени. Дале— ‘кие предки человека перелили от жизни на деревьях к наземному способу существования, положение их тела стало вертикальным. В новых условиях в связи с новыми потребностями и привычками произошла перестройка органов и систем, в том числе черепа, че­люстей. Так из четвероруких образовались двурукие существа, ко­торые вели стадный образ жизни. Они захватили более удобные мес­та для существования, быстро размножались и вытесняли другие породы. В многочисленных группах возникла необходимость в об­щении, которое сначала осуществлялось, с помощью мимики, жес­тов, возгласов. Постепенно возникли членораздельный язык, а за­тем и умственная деятельность, психика. Ламарк подчеркивал важ­ное значение руки в становлении человека.

Таким образом, Ламарк рассматривает человека как часть при­роды, показывает ее анатомо-физиологическое сходство с животны­ми и отмечает, что развитие тела человека подчиняется тем же зако­нам, по которым развиваются и другие живые существа.” Свою гипотезу естественного происхождения человека Ламарк излагает в форме предположений, чтобы по цензурным мотивам прикрыть материалистическую сущность своих смелых мыслей.

Ламарк был первым натуралистом, который не ограничивался отдельными допущениями изменчивости видов. Он смело восстал против креационизма, метафизики и по­следовательно разработал первую целостную эволюционную теорию об историческом развитие органического мира от простейших форм, которые образовались из неорганической материи, до современных высокоорганизованных видов животных и растений. С позиций своей теории он рассматривал и происхождение человека.

Ламарк подробно анализирует предпосылки эволюции (измен­чивость, наследственность), рассматривает главные направления эволюционного процесса (градации классов и многообразие в преде­лах класса как следствие изменчивости), пытается установить при­чины эволюции.

Ламарк успешно для своего времени разработал проблему изменчивости видов под влиянием естественных причин, показал зна­чение времени и условий внешней среды в эволюции, которую рас­сматривал как проявление общего закона развития природы.

Заслугой Ламарка является и то, что он первым предложил генеалогическую классификацию животных, построенную на прин­ципах родственности организмов, а не только их сходства.

Жизнь и научная деятельность Чарльза Дарвина. (1809—1882)

Ч. Дарвин жил в эпоху бурного об­щественного развития, когда естествознание было на подъеме, в науке осуществлялись важные открытия. Он не имел систематичес­кого биологического образования (два года учился на медицинском факультете в Эдинбурге, а затем перешел в Кембриджский универ­ситет, где в 1831 г. закончил богословский факультет), но очень увлекался естественными науками, целеустремленно изучал спе­циальную литературу, занимался коллекционированием, охо­той, принимал участие в экспедициях по исследованию геологии, фауны, флоры отдельных районов Англии, наблюдал, записывал виденное и старался дать ему рациональное объяснение. Он сблизил­ся с такими известными учеными, как зоолог Р. Грант, ботаник Дж. Генсло, геолог А. Сэджвик. И не удивительно, что когда возникла необходимость рекомендовать опытного натуралиста в состав экс­педиции, Генсло назвал именно Дарвина, который имел доста­точные естественнонаучные знания и навыки полевого исследо­вателя.

Читайте так же:  Госпошлина признание факта принятия наследства

Основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка

Вопрос 1. Какой вклад в биологию внес Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения его эволюционной теории.
Ж. Б. Ламарк (1744—1829) создал первую целостную эволюционную теорию. Он определил предпосылки эволюции (наследственность и изменчивость) и указал ее направление (усложнение организации). Перечислим основные положения теории Ж. Б. Ламарка.
• Первые организмы произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ.
• У всех организмов существует стремление к совершенствованию, изначально заложенное в них Богом. Этим объясняется механизм усложнения живых существ.
• Процесс самозарождения жизни продолжается постоянно, что объясняет одновременное наличие в природе и простых, и более сложных организмов.
• Закон упражнения и неупражнения органов: постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление — к ослаблению и исчезновению.
• Закон наследования благоприобретенных признаков: изменения, возникшие под действием постоянных упражнений и неупражнений органов, наследуются. Так, считал Ламарк, сформировалась, например, длинная шея жирафа и слепота крота.

Вопрос 2. Охарактеризуйте верные и ошибочные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка.
К верным положениям следует отнести утверждение об усложнении организации в процессе развития организмов, а также закон упражнения и неупражнения органов. Положение о постоянном самозарождении жизни из неорганической природы неверно. Неверен и принцип наследования благоприобретенных признаков, который был экспериментально опровергнут опытами Августа Вейсмана (1834— 1914). Исследователь отрезал хвосты мышам в течение двадцати двух поколений, однако укорочения хвостов потомков так и не произошло.

Вопрос 3. Могут ли наследоваться признаки, приобретенные в течение жизни организма?
Признаки, приобретенные в течение жизни организма, наследуются, только если их причиной является мутация, затрагивающая генетический материал гамет. Во всех иных случаях наследование признаков, приобретенных в течение жизни (например, в результате упражнения и неупражнения органов), невозможно.

Вопрос 4. Как объяснял Ж. Кювье палеонтологические данные о смене форм животных на Земле? Изложите его теорию катастроф.
Для объяснения исчезновения видов, встречающихся в более древних геологических отложениях, французский зоолог Жорж Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно ей, в результате стихийных бедствий на значительной части земного шара погибали все растения и животные. Затем на их место переселялись организмы, уцелевшие на других территориях и никак не связанные с предыдущими. Ученики Кювье впоследствии дополнили его теорию предположением, что после глобальных катастроф совершались новые акты божественного творения.

Закон наследования приобретенных признаков

Работа сделанна в 2003 году

Закон наследования приобретенных признаков — Реферат, раздел Биология, — 2003 год — Развитие теории эволюции Закон Наследования Приобретенных Признаков. Все, Что Природа Заставила Особей.

Закон наследования приобретенных признаков. Все, что природа заставила особей приобрести или утратить под влиянием условий, в которых с давних пор пребывает их порода, и, следовательно, под влиянием преобладания употребления или неупотребления той или иной части тела, все это природа сохраняет путем размножения у новых особей, которые происходят от первых, при условии, если приобретенные изменения общи обоим полам или тем особям, от которых новые особи произошли.

Второй закон можно назвать законом наследственности следует обратить внимание на то, что наследование индивидуальных изменений Ламарк связывает с длительностью влияния условий, которые обусловливают эти изменения, и вследствие размножения усилением их в ряде поколений.

Необходимо подчеркнуть и то обстоятельство, что Ламарк одним из первых анализирует наследственность как важный фактор эволюции. Вместе с тем следует заметить, что положение Ламарка о наследовании всех приобретенных при жизни признаков было ошибочным дальнейшие исследования показали, что в эволюции решающее значение имеют только наследственные изменения.

Положения этих двух законов Ламарк распространяет и на проблему происхождения пород домашних животных и сортов культурных растений, а также использует их при объяснении животного происхождения человека. Не имея достаточного фактического материала, при низком еще уровне изученности этих вопросов Ламарк не сумел дойти до правильного понимания явлений наследственности и изменчивости. Происхождение человека. Исходя из положений об эволюции органического мира Ламарк предпринял попытку раскрыть тайну происхождения человека от высших четвероруких обезьян их постепенным превращением в течение длительного времени.

Дале кие предки человека перелили от жизни на деревьях к наземному способу существования, положение их тела стало вертикальным. В новых условиях в связи с новыми потребностями и привычками произошла перестройка органов и систем, в том числе черепа, челюстей. Так из четвероруких образовались двурукие существа, которые вели стадный образ жизни.

Они захватили более удобные места для существования, быстро размножались и вытесняли другие породы. В многочисленных группах возникла необходимость в общении, которое сначала осуществлялось, с помощью мимики, жестов, возгласов. Постепенно возникли членораздельный язык, а затем и умственная деятельность, психика. Ламарк подчеркивал важное значение руки в становлении человека. Таким образом, Ламарк рассматривает человека как часть природы, показывает ее анатомо-физиологическое сходство с животными и отмечает, что развитие тела человека подчиняется тем же законам, по которым развиваются и другие живые существа.

Свою гипотезу естественного происхождения человека Ламарк излагает в форме предположений, чтобы по цензурным мотивам прикрыть материалистическую сущность своих смелых мыслей.

Теория наследования приобретенных признаков Ламарка

Ламаркизм — эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века Жаном Батистом Ламарком в трактате «Философия зоологии». Взгляды самого Ламарка достаточно сложны для понимания, поскольку базируются на ряде совершенно неинтерпретируемых в рамках современной науки концепций XVIII века (первично сотворённые Богом материя как пассивное начало и природа как порядок и энергия для его осуществления; концепция пяти элементов, из которых важнейшую роль играет эфир, в виде «тонких флюидов» циркулирующий в органических телах; постоянное самопроизвольное зарождение жизни, в том числе её сложных форм, из неорганической и органической материи; отрицание вымирания видов; отрицание наличия нервной системы и полового размножения у «низших животных» и т. п.). В связи с этим, современный «ламаркизм» напоминает их лишь в самых общих чертах. В широком смысле к ламаркистским относят различные эволюционные теории (в основном, возникшие в XIX — первой трети XX веков), в которых в качестве основной движущей силы эволюции (изменения видов) рассматривается внутренне присущее организмам стремление к совершенствованию. Как правило, большое значение в таких теориях придаётся и влиянию «упражнения» и «неупражнения» органов на их эволюционные судьбы, поскольку предполагается, что последствия упражнения или неупражнения могут передаваться по наследству [1] .

Читайте так же:  Виды завещания на квартиру

Содержание

Закон расщепления признаков

Определение

Закон расщепления, или второй закон Менделя: при скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом отношении: по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1.

Скрещиванием организмов двух чистых линий, различающихся по проявлениям одного изучаемого признака, за которые отвечаюталлели одного гена, называется моногибридное скрещивание.

Явление, при котором скрещивание гетерозиготных особей приводит к образованию потомства, часть которого несёт доминантный признак, а часть — рецессивный, называется расщеплением. Следовательно, расщепление — это распределение доминантных и рецессивных признаков среди потомства в определённом числовом соотношении. Рецессивный признак у гибридов первого поколения не исчезает, а только подавляется и проявляется во втором гибридном поколении.

[править] Объяснение

Закон чистоты гамет: в каждую гамету попадает только одна аллель из пары аллелей данного гена родительской особи.

В норме гамета всегда чиста от второго гена аллельной пары. Этот факт, который во времена Менделя не мог быть твердо установлен, называют также гипотезой чистоты гамет. В дальнейшем эта гипотеза была подтверждена цитологическими наблюдениями. Из всех закономерностей наследования, установленных Менделем, данный «Закон» носит наиболее общий характер (выполняется при наиболее широком круге условий).

Известно, что в каждой клетке организма в большинстве случаев имеется совершенно одинаковый диплоидный набор хромосом. Двегомологичные хромосомы обычно содержат каждая по одному аллелю данного гена. Генетически «чистые» гаметы образуются следующим образом:

На схеме показан мейоз клетки с диплоидным набором 2n=4 (две пары гомологичных хромосом). Отцовские и материнские хромосомы обозначены разным цветом.

В процессе образования гамет у гибрида гомологичные хромосомы во время I мейотического деления попадают в разные клетки. При слиянии мужских и женских гамет получается зигота с диплоидным набором хромосом. При этом половину хромосом зигота получает от отцовского организма, половину — от материнского. По данной паре хромосом (и данной паре аллелей) образуются два сорта гамет. При оплодотворении гаметы, несущие одинаковые или разные аллели, случайно встречаются друг с другом. В силу статистической вероятности при достаточно большом количестве гамет в потомстве 25 % генотипов будут гомозиготными доминантными, 50 % — гетерозиготными, 25 % — гомозиготными рецессивными, то есть устанавливается отношение 1АА:2Аа:1аа (расщепление по генотипу 1:2:1). Соответственно по фенотипу потомство второго поколения при моногибридном скрещивании распределяется в отношении 3:1 (3/4 особей с доминантным признаком, 1/4 особей с рецессивным). Таким образом, при моногибридном скрещивании цитологическая основа расщепления признаков — расхождение гомологичных хромосом и образование гаплоидных половых клеток в мейозе.

Реакция современников

Теория Ламарка не нашла понимания у современников. Часть учёных оставила «Философию зоологии» без всякого внимания, другие подвергли её жесткой критике. Ламарк преподнёс свою книгу в подарок Наполеону Бонапарту, но и у императора она не вызвала никаких симпатий.

Даже Чарльз Дарвин первоначально весьма резко отзывался о книге Ламарка: «Да сохранит меня небо от глупого ламарковского „стремления к прогрессу“, „приспособления вследствие хотения животных“»; «Ламарк повредил вопросу своим нелепым, хотя и умным трудом». Однако впоследствии вынужден был принять некоторые принципы учения Ламарка. В частности, им была выдвинута гипотеза пангенеза, которая была развитием идеи Ламарка о наследовании приобретённых признаков.

Но, тем не менее, возрождение ламаркизма началось именно с появлением эволюционной теории Дарвина в 1859 году.

Применение принципов ламаркизма

В системах моделирования искусственной жизни ламаркизм в сочетании с «генетической памятью» довольно часто применяется для ускорения эволюции врождённого поведения, для этого вся память моделируемой особи передаётся её потомству. В отличие от классической генетической памяти потомству передаётся память только предыдущего поколения. [ прояснить ] При этом ламаркизм может совмещаться с дарвинизмом, который может использоваться для моделирования других аспектов моделей организмов [5] .

Закон наследования приобретенных признаков

Проявление у гибридов признака только одного из родителей Мендель назвал доминированием.

При скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных проявлений признака, всё первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести проявление признака одного из родителей

Этот закон также известен как «закон доминирования признаков». Его формулировка основывается на понятиичистой линии относительно исследуемого признака — на современном языке это означает гомозиготность особей по этому признаку. Мендель же формулировал чистоту признака как отсутствие проявлений противоположных признаков у всех потомков в нескольких поколениях данной особи при самоопылении.

При скрещивании чистых линий гороха с пурпурными цветками и гороха с белыми цветками Мендель заметил, что взошедшие потомки растений были все с пурпурными цветками, среди них не было ни одного белого. Мендель не раз повторял опыт, использовал другие признаки. Если он скрещивал горох с жёлтыми и зелёными семенами, у всех потомков семена были жёлтыми. Если он скрещивал горох с гладкими и морщинистыми семенами, у потомства были гладкие семена. Потомство от высоких и низких растений было высоким. Итак, гибриды первого поколения всегда единообразны по данному признаку и приобретают признак одного из родителей. Этот признак (более сильный, доминантный), всегда подавлялдругой(рецессивный).

Ламаркизм и современность

Тезис ламаркизма о наследовании приобретенных изменений вызвал наибольшее количество споров, которые продолжаются и по сей день. Тем не менее, и в настоящее время ряд ученых продолжают выступать с ламаркистскими концепциями. Из наиболее значимых попыток следует отметить труды австралийского иммунолога Эдварда Стила [2] , который полагает, что описанные им явления в области трансплантации тканей получают более удовлетворительное объяснение с ламаркистских позиций.

Читайте так же:  Может ли брат оспорить завещание сестры

Кроме того, в последние годы все шире исследуются так называемые CRISPR-кассеты в ДНК бактерий, которые используются для занесения в ДНК бактерии информации из ДНК бактериофагов (вирусов бактерий). За счет этой информации бактерия может противостоять бактериофагу, узнавая его ДНК (по записанному фрагменту в своей CRISPR-кассете) и блокируя его, если ДНК бактериофага попала в клетку бактерии. Если подходить с формальных позиций и рассматривать бактериофаги как часть внешней среды, то прямое занесение информации о бактериофаге в ДНК бактерии есть целенаправленная подстройка (приспосабливание) организма под условия внешней среды, а именно тот механизм эволюции, который соответствует принципам ламаркизма [3] — в противовес дарвинизму, который говорит о совершенно случайных мутациях, которые «наудачу» могут оказаться для организма полезными. Таким образом, конкретно этот механизм защиты от бактериофагов, возможно, соответствует принципам ламаркизма.

По мнению ботаника Конвея Зиркла наследование приобретённых признаков кажется настолько многообещающим, что пользуется успехом у тех, кто хочет быстро переделать человечество [4] .

Принцип стремления к совершенству

Всех животных Ламарк распределил по шести ступеням, уровням (или, как он говорил, «градациям») по сложности их организации. Дальше всего от человека стоят инфузории, ближе всего к нему — млекопитающие. При этом всему живому присуще стремление развиваться от простого к сложному, продвигаться по «ступеням» вверх.

В живом мире постоянно происходит плавная эволюция. Исходя из этого, Ламарк пришёл к выводу, что видов в природе на самом деле не существует, есть только отдельные особи. Ламарк последовательно применил в своей теории знаменитый принцип Лейбница: «Природа не делает скачков». Отрицая существование видов, Ламарк ссылался на свой огромный опыт систематика:

«Только тот, кто долго и усиленно занимался определением видов и обращался к богатым коллекциям, может знать, до какой степени виды сливаются одни с другими. Я спрашиваю, какой опытный зоолог или ботаник не убеждён в основательности только что сказанного мною? Поднимитесь до рыб, рептилий, птиц, даже до млекопитающих, и вы увидите повсюду постепенные переходы между соседними видами и даже родами.»

На вопрос о том, почему человек не замечает постоянного превращения одних видов в другие, Ламарк отвечал так: «Допустим, что человеческая жизнь длится не более одной секунды в сравнении с жизнью вселенной, в этом случае ни один человек, занявшийся созерцанием часовой стрелки, не увидит, как она выходит из своего положения». Даже через десятки поколений её движение не будет заметным.

Опыты Вейсмана

Опыты Августа Вейсмана были попыткой доказать несостоятельность теории Ламарка. Вейсман разводил мышей поколение за поколением, отрубая им хвосты. По теории Ламарка, в результате они должны были атрофироваться, так как не использовались при жизни. Однако, никаких изменений не произошло. Это можно объяснить тем, что на генетическом уровне не происходило каких-либо изменений, способствующих отмиранию хвоста у будущих поколений мышей.

Законы эволюции по Ламарку

Совершенствуясь, организмы вынуждены приспосабливаться к условиям внешней среды. Для объяснения этого учёный сформулировал несколько «законов». Прежде всего, это «закон упражнения и неупражнения органов». Наибольшую известность из примеров, приведённых Ламарком, приобрёл пример с жирафами. Жирафам приходится постоянно вытягивать шею, чтобы дотянуться до листьев, растущих у них над головой. Поэтому их шеи становятся длиннее, вытягиваются. Муравьеду, чтобы ловить муравьёв в глубине муравейника, приходится постоянно вытягивать язык, и тот становится длинным и тонким. С другой стороны, кроту под землёй глаза только мешают, и они постепенно исчезают.

Если орган часто упражняется, он развивается. Если орган не упражняется, он постепенно отмирает.

Другой «закон» Ламарка — «закон наследования приобретённых признаков». Полезные признаки, приобретённые животным, по мнению Ламарка, передаются потомству. Жирафы передали потомкам вытянутую шею, муравьеды унаследовали длинный язык, и так далее.

Закон независимого наследования признаков

Определение

Закон независимого наследования (третий закон Менделя) — при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях (как и при моногибридном скрещивании). Когда скрещивались растения, отличающиеся по нескольким признакам, таким как белые и пурпурные цветы и желтые или зелёные горошины, наследование каждого из признаков следовало первым двум законам и в потомстве они комбинировались таким образом, как будто их наследование происходило независимо друг от друга. Первое поколение после скрещивания обладало доминантным фенотипом по всем признакам. Во втором поколении наблюдалось расщепление фенотипов по формуле 9:3:3:1, то есть 9:16 были с пурпурными цветами и желтыми горошинами, 3:16 с белыми цветами и желтыми горошинами, 3:16 с пурпурными цветами и зелёными горошинами, 1:16 с белыми цветами и зелёными горошинами.

[править] Объяснение

Менделю попались признаки, гены которых находились в разных парах гомологичных хромосом гороха. При мейозе гомологичные хромосомы разных пар комбинируются в гаметах случайным образом. Если в гамету попала отцовская хромосома первой пары, то с равной вероятностью в эту гамету может попасть как отцовская, так и материнская хромосома второй пары. Поэтому признаки, гены которых находятся в разных парах гомологичных хромосом, комбинируются независимо друг от друга. (Впоследствии выяснилось, что из исследованных Менделем семи пар признаков у гороха, у которого диплоидное число хромосом 2n=14, гены, отвечающие за одну из пар признаков, находились в одной и той же хромосоме. Однако Мендель не обнаружил нарушения закона независимого наследования, так как сцепления между этими генами не наблюдалось из-за большого расстояния между ними).

ЛАМАРКИ́ЗМ

Видео (кликните для воспроизведения).

В книжной версии

Том 16. Москва, 2010, стр. 635

Скопировать библиографическую ссылку:

ЛАМАРКИ́ЗМ, пер­вое це­ло­ст­ное уче­ние об эво­лю­ции жи­вой при­ро­ды, пред­ло­жен­ное Ж. Б. Ла­мар­ком на ру­бе­же 18–19 вв. Ла­марк объ­яс­нял эво­лю­цию от про­стей­ших ор­га­низ­мов до выс­ших форм дей­ст­ви­ем гра­да­ции – внут­рен­не­го «стрем­ле­ния к со­вер­шен­ст­ву», при­су­ще­го все­му жи­во­му. Эта осо­бая «си­ла» дей­ст­ву­ет ав­то­ном­но от сре­ды, не­пре­рыв­но и по­сте­пен­но, стро­го рав­но­мер­но (про­пор­цио­наль­но вре­ме­ни). Она управ­ля­ет ус­лож­не­ни­ем ор­га­ни­за­ции це­ле­на­прав­лен­но, про­дви­гая жи­вот­ных к выс­шей сте­пе­ни со­вер­шен­ст­ва, и обу­слов­ли­ва­ет не­из­беж­ный их пе­ре­ход от од­ной сту­пе­ни ор­га­ни­за­ции к дру­гой (чер­ви, на­се­ко­мые, ры­бы, зем­но­вод­ные, пти­цы, чет­ве­ро­но­гие). Гра­да­ция лег­ко про­сле­жи­ва­ет­ся при срав­не­нии круп­ных так­со­нов (ти­пов, клас­сов) и ор­га­нов, имею­щих жиз­нен­но важ­ное зна­че­ние; пре­ж­де все­го это от­но­сит­ся к нерв­ной, сер­деч­но-со­су­ди­стой и ды­ха­тель­ной сис­те­мам. Ла­марк трак­то­вал гра­да­цию как «за­кон при­ро­ды», по­ни­мая под при­ро­дой со­во­куп­ность осн. за­ко­нов бы­тия и раз­ви­тия, соз­дан­ных Твор­цом. Его гра­да­ция ста­ла про­об­ра­зом всех по­сле­дую­щих ав­то­ге­не­тич. и те­лео­ло­гич. за­ко­нов, вы­дви­ну­тых в био­ло­гии по­сле уко­ре­не­ния в ней идеи эво­лю­ции.

Читайте так же:  Наследование земельных участков по завещанию

Закон наследования приобретенных признаков

Наследственность – способность живых организмов передавать свои признаки и свойства, а также особенности развития из поколения в поколение.

Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства.

Признак – особенность строения на любом уровне организации или внешнее проявление действия гена.

Свойство

– любая функциональная особенность, в основе которой лежит один или несколько признаков.

Альтернативные признаки – взаимоисключающие, контрастные признаки.

[3]

Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за один признак, т.е. за структуру определенной молекулы белка.

Локус – местоположение гена в хромосоме.

Аллельные гены – гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за развитие одного признака.

Геном – совокупность генов, характерных для гаплоидного набора хромосом данного вида организмов.

Генотип – совокупность взаимодействующих генов данного организма.

Фенотип – совокупность всех признаков и свойств организма.

Доминантный признак – преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей.

Рецессивный признак – подавляемый, внешне исчезающий признак.

Гомозигота – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена. В потомстве не дает расщепление.

Гетерозигота – зигота, имеющая два разных аллеля по данному гену. В потомстве дает расщепление по данному признаку.

Гибридологический метод исследования – это скрещивание (гибридизация) организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам и детальный анализ потомства.

Гибриды – потомство от скрещивания 2-х особей с различной наследственностью.

Моногибридное скрещивание – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Дигибридное скрещивание – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.

Полигибридное скрещивание – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по трем и более парам альтернативных признаков.

Анализирующее скрещивание – скрещивание гибридной особи с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям.

Неполное доминирование – случаи, когда гетерозиготные потомки имеют промежуточный фенотип.

Кариотип – совокупность признаков хромосомного набора соматической клетки.

Аутосомы – хромосомы, одинаковые у обоих полов.

Половые хромосомы – хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга.

Гомогаметный – пол, который образуют гаметы, одинаковые по половой хромосоме ( xx ).

Гетерогаметный – пол, который формирует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме ( xy ).

Закон наследования приобретенных признаков

Жан-Батист Ламарк исходил из предпосылок, которые более поздние исследователи признали ошибочными: сотворение Богом материи, самопроизвольное зарождение жизни, отрицание вымирания видов и наличия нервной системы и полового размножения у низших животных…

Важно, что Ламарк опирался на две группы наблюдаемых фактов: … на наличие переходных форм между видами (как и трансформисты) и на возможность выстроить все живые существа в непрерывный восходящий ряд по признаку возрастания сложности их строения. Собственно, такой ряд, лестница существ, был построен ещё в XVIII в. швейцарским зоологом Ш. Бонне (1730-1793), а представления об уровнях сложности организмов, по сути о степени сходства с человеком, восходят к античной философии. Однако до Ламарка лестница была неподвижной: каждый вид существовал на своей ступени, отведенной ему Богом, а читался ряд сверху вниз, т. е. от человека к животным. Ламарк первым понял, что ряд этот не нисходящий, а восходящий, читаемый от низших форм жизни к высшим, и что лестница существ отражает эволюцию, т. е. процесс развития по пути усложнения организации .

Поэтому Ламарк и выделил два независимых направления эволюции: градацию, развитие от простого к сложному, и изменение под воздействием условий среды, создающее разнообразие видов на каждой ступени градации. Усложнение организации происходит, согласно Ламарку, под действием внутренне свойственного всем живым существам стремления к совершенствованию, по сути дела, принципа телеологического. Это стремление заложено в живой природе при сотворении мира. Сосуществование и низших и высших форм жизни Ламарк объяснял её постоянным самозарождением: низшие существа (например, одноклеточные) возникли недавно и ещё не успели продвинуться по пути градации.

[2]

Северцов А.С., Основы теории эволюции, М., Издательство МГУ, 1987 г., с. 3-4.

Изменение организмов под воздействием среды Ж.-Б. Ламарк объяснял при помощи двух законов:

Первый закон (закон получил впоследствии название принципа упражнения и неупражнения органов — Прим. И.Л. Викентьева). У всякого животного, не достигшего предела своего развития, более частое и более длительное употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает и увеличивает его и придаёт ему силу, соразмерную длительности употребления, между тем как постоянное неупотребление того или иного органа постепенно ослабляет его, приводит к упадку, непрерывно уменьшает его способности и, наконец, вызывает его исчезновение.

Второй закон (часто называется законом наследования благоприобретенных признаков и до сих пор обсуждается его сторонниками и противниками – Прим. И.Л. Викентьева). Всё, что природа заставила особей приобрести или утратить под влиянием условий, в которых с давних пор пребывает порода, и, следовательно, под влиянием преобладания употребления или неупотребления той или иной части (тела), — всё это природа сохраняет путём размножения у новых особей, которые происходят от первых, при условии, если приобретенные изменения общие обоим полам или тем особям, от которых новые особи произошли.

Совершенствуя и уточняя свою теорию,Ламарк во Введении к Естественной истории беспозвоночных дал новую, несколько расширенную редакцию своих законов эволюции.

Читайте так же:  Кто должен выдавать свидетельство о смерти

1. Жизнь свойственными ей силами стремится непрерывно увеличивать объем всех своих тел и расширять размеры их до пределов, установленных ею.

2. Образование нового органа в теле животного происходит от новой появившейся и продолжающей чувствоваться потребности и от нового движения, которое эта потребность порождает и поддерживает.

3. Развитие органов и сила их действия всегда зависит от употребления этих органов.

4. Все, что приобретено, отмечено или изменено в организации индивидуумов в течение их жизни, сохраняется путем генерации и передаётся новым видам, которые происходят от тех, кто испытал это изменение.

Ламарк иллюстрировал свое теоретическое построение примерами.

Птица, которую влечёт к воде потребность найти добычу, необходимую ей для поддержания жизни, растопыривает пальцы ног, когда хочет грести и двигаться по поверхности воды. Благодаря этим непрерывно повторяющимся движениям пальцев кожа, соединяющая пальцы у их оснований, приобретает привычку растягиваться. Так, с течением времени образовались те широкие перепонки между пальцами ног, которые мы видим теперь у уток, гусей и т. д..

. Береговая птица, не любящая плавать, но которая всё же вынуждена отыскивать пищу у самого берега, постоянно подвергается опасности погрузиться в ил. И вот, стремясь избегнуть необходимости окунать тело в воду, птица делает всяческие усилия, чтобы вытянуть и удлинить свои ноги. В результате длительной привычки, усвоенной данной птицей и прочими особями её породы, постоянно вытягивать и удлинять ноги, все особи этой породы как бы стоят на ходулях, так как мало-помалу у них образовались длинные голые ноги.

[1]

Как отмечает Николай Иорданский: Ламарк впервые выделил два самых общих направления эволюции: восходящее развитие от простейших форм жизни ко всё более сложным и совершенным и формирование у организмов приспособлений в зависимости от изменений внешней среды (развитие по вертикали и по горизонтали). Как ни странно, обсуждая взгляды Ламарка, современные биологи чаще вспоминают только вторую часть его теории (развитие приспособлений у организмов), которая была очень близка ко взглядам трансформистов — предшественников и современников Ламарка, и оставляют в тени её первую часть. Однако именно идея восходящей, или прогрессивной, эволюции — наиболее оригинальная часть теории Ламарка.

Учёный полагал, что историческое развитие организмов имеет не случайный, а закономерный характер и происходит в направлении постепенного и неуклонного совершенствования, повышения общего уровня организации, которое Ламарк назвал градацией.

Движущей силой градаций Ламарк считал стремление природы к прогрессу, изначально присущее всем организмам и заложенное в них Творцом.

Ламарк считал, что изменения, которые растения и животные приобретают в течение жизни, наследственно закрепляются и передаются потомкам; ученые называют их модификациями.

Самин Д.К., 100 великих научных открытий, М., Вече, 2008 г., с. 329-332.

Труды и идеи Жана-Батиста Ламарка легли в основу такого направления в биологии, как ламаркизм, а в дальнейшем, в XX-м веке — неоламаркизм.

Закон наследования приобретенных признаков

ТЕОРИЯ ЛАМАРКА — первая, достаточно полно разработанная теория развития живой природы, выдвинутая Ж. Б. Ламарком, согласно которой эволюция является результатом усложнения организмов под действием внутренних причин, заложенных в них изначала, с одной стороны, а с … Словарь ботанических терминов

ТЕОРИЯ НАУЧНАЯ — наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях изучаемой области действительности. Примерами Т.н. являются классическая механика И. Ньютона, корпускулярная и волновая… … Философская энциклопедия

Теория типов Кювье — была предложена как противовес защищавшейся тогда трансформистами (см. Трансформизм) Т. единства плана строения животных. По Кювье, присматриваясь к разнообразию строения органов, можно заметить, что одни из них являются более постоянными в своей … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Эволюционная теория — Эволюционное учение (также эволюционизм и эволюционистика) система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих ее биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть … Википедия

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ — (в б и о л о г и и) – совокупность представлений о механизмах и закономерностях историч. изменений в органич. природе. Осн. стороны жизни образуют структура, функционирование и генезис. В свою очередь генезис может рассматриваться в двух аспектах … Философская энциклопедия

Неакадемическая теория — Псевдонаука (от греч. ψευδής «ложный» + наука; реже: лженаука, квазинаука, альтернативная наука, неакадемическая наука) деятельность, имитирующая науку, но по сути таковой не являющаяся. Главное отличие псевдонауки от науки это построение… … Википедия

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ — (evolutionary theory) 1. Объяснение происхождения, развития и многообразия биологических видов, предложенное Чарльзом Дарвином и Альфредом Расселом Уоллесом (1823 1913). 2. Объяснение социального изменения с точки зрения принципов Дарвина. Работа … Большой толковый социологический словарь

корреспондентная теория истины — КОРРЕСПОНДЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ (от англ. correspondence соответствие) теория, истолковывающая истинность некоторой мысли как соответствие ее своему предмету или реальности. Истолкование истины как соответствия мысли… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Видео (кликните для воспроизведения).

КАТАСТРОФ ТЕОРИЯ — катастрофизм (от греч. katastrophe переворот), учение, рассматривающее геол. историю Земли как чередование длительных эпох относительного покоя и сравнительно коротких катастроф ич. событий, резко преобразовавших лик планеты. Идея о периодических … Биологический энциклопедический словарь

Источники

Литература


  1. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.

  2. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.

  3. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.
  4. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.
Закон наследования приобретенных признаков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here